Хороший фильм.
____________________________
год: 2007
страна: Великобритания
слоган: «Вся ее жизнь - величайший роман о любви.»
режиссер: Джулиан Джаррольд
в ролях: Энн Хэтэуэй, Джеймс МакЭвой и другие
сценарий: Джейн Остин, Кевин Худ, Сара Уильямс
продюсер: Джефф Абберли, Джоэнна Андерсон, Роберт Бернштейн, ...
оператор: Эйгил Брилд
композитор: Эдриан Джонстон
жанр: мелодрама, драма, биография
бюджет: $16 500 000
сборы в США: $18 670 946
продажи DVD: $5 357 894
сборы в мире: + $18 640 726 = $37 311 672
сборы в России: $168 552
зрители: США 2.71 млн., Великобритания 748.5 тыс., Германия 128.5 тыс.
премьера (мир): 2 марта 2007
премьера (РФ): 4 октября 2007, «Централ Партнершип»
время: 120 мин.
Джейн Остин верит в любовь, а ее родители хотят, чтобы она вышла замуж по расчету: в Англии 1795 года у молодой женщины не было иного выбора. Однако, когда двадцатилетняя Джейн познакомилась с обаятельным молодым ирландцем Томом Лефроем, его ум и дерзость разожгли ее любопытство, и весь мир полетел кувырком. Сможет ли Джейн отвергнуть ухаживания племянника леди Гришем, пойти наперекор воле родителей и бросить вызов общественным устоям?
Татьяна ШороховаАнглийская писательница Джейн Остин в жизни была невзрачной дамой, уж никак не похожей на яркую красавицу Энн Хатауэй. Впрочем, как фильм, «Джейн Остин» не претендует на историческую справедливость. Это, скорее вольная зарисовка на тему «как закалялась Джейн». Поскольку в этом году историческими мелодрамами нас не баловали, девушки могут смело созывать своих подруг и идти на фильм Джулиана Джерролда, не забыв о том, что реальная жизнь Джейн хэппи-эндом не закончилась: она умерла в возрасте 41 года, так и не выйдя замуж. Так что платки строго обязательны.
В оригинале фильм называется Becoming Jane — «Становясь Джейн», что гораздо лучше отражает замысел создателей картины показать зарождение в молодой девушке желания писать книги о чувствах. Джейн в исполнении Хэтэуэй не смотрится беззаботной мечтательницей. Напротив, она упорно выписывает на бумаге слова, вырезает ножницами ненужные прилагательные и хочет славы пионерки готической литературы Энн Рэдклифф. «О чем хотите писать, деточка», устало спросит Джейн затворница Рэдклифф при личной встрече. «О любви», — выпаливает молодая писательница, признаваясь в незнании предмета. «Узнаете», — вздыхает Рэдклифф. «А коли нет — так на то вам и дано воображение». Так вот, воображения авторам «Джейн Остин» не занимать. Они предположили, что встреча с ирландским юристом Томом Лефроем, о которой реальная Остин мельком упоминала в письме к своей сестре, вылилась в роман. Благодаря этим отношениям, Джейн приступила к написанию «Разума и чувств», но, если верить историкам, с Лефроя был написан знаменитый мистер Дарси из «Гордости и предубеждения». Конечно, нам доподлинно неизвестно, что было на самом деле, но ведь мы с вами идем в кино не за правдой, не так ли?
Назначение на роль символа английской дамской литературы американской актрисы Энн Хэтэуэй, по степени наглости сравнимо с приглашением уроженки Техаса Рене Зелльвегер на роль англичанки Бриджит Джонс. Но тут надо отметить, что Хэтэуэй за время, прошедшее от съемок в «Дневниках принцессы», заметно подросла как актриса и уверенно играет свою Джейн, не теряясь на фоне своего экранного партнера Джеймса МакЭвоя. Шотландский актер стал известен после «Хроник Нарнии», и в роли Лефроя проходит убедительную трансформацию от беспечного циничного гуляки до романтически настроенного влюбленного. МакЭвой — актер, за которым нужно пристально следить: помимо симпатичной внешности к нему прилагается недюжинный талант. Согласитесь, не затеряться на фоне оскароносного Фореста Уитекера в «Последнем короле Шотландии», задачка не из легких. Скоро мы увидим Джеймса в картине Тимура Бекмамбетова «Особо опасен» и вот тогда уже можно будет сказать, куда пойдет его карьера — или он останется в малобюджетных драмах вроде «Пенелопы» или продвинется до голливудских блокбастеров. К паре Хэтэуэй-МакЭвой в «Джейн Остин» вообще не придраться — того, что называется «экранной химией» между актерами хоть отбавляй.
Многие фильмы, снятые о жизни выдающихся людей, являются своего рода тяжеловесами в мире кинематографа. И действительно, рассказать за два часа экранного времени историю жизни Александра Македонского, Ивана Грозного, Бетховена или Спартака, очень сложно. В этом плане «Джейн Остин» сиротливо стоит особняком на фоне своих грандиозных собратьев. Фильм получился легким, забавным и с небольшой горчинкой в финале. Основная проблема, с которой столкнется зритель при просмотре «Джейн Остин» — дежа вю. Потому что все это уже было. В экранизациях книг самой Остин. Ведь по большому счету, как бы не ценили ее произведения, романы английской писательницы стали первыми образцами женского чтива, что мы с вами сейчас зовем «чиклитом». И снимать тяжелую биографическую ленту о мытарствах дочери бедного священника было бы совсем неправильно. По крайней мере, не для этого писала свои романы Остин. Она хотела, чтобы в ее историях всегда был счастливый конец.Евгений НефёдовВ последние годы появилось столько экранизаций книг Джейн Остин (Остен), что имя этой писательницы не могли не слышать и те, кто очень далёк от литературы в целом и от английской литературы XIX века в частности. Даже странно, что нескрываемо старомодная проза мисс Остин приобрела некую особую актуальность на рубеже тысячелетий, в эпоху преобладания, казалось бы, гораздо более смелых нравов. Проект виделся настолько заманчивым, что о желании временно «стать Джейн» заявили такие «звёзды», как Кейт Уинслетт, Натали Портман и Кира Найтли1. Да и двадцатипятилетняя Энн Хэтэуэй, специально для роли бравшая уроки игры на фортепиано и учившаяся говорить на малораспространённым ныне диалекте, принадлежит к числу перспективных актрис, негласно признаваемых лицом своего поколения. Тем интереснее было ознакомиться со взглядом кинематографистов на судьбу самой Джейн. Попытаться разобраться в истоках её творчества. А если посчастливится, то и постичь причины по-прежнему сохраняющейся жизненности легендарных любовных романов, тем самым – получив хотя бы отдалённое представление о том, на чём же она основана, эта пресловутая связь времён…
К сожалению, художественный результат, полученный Джулианом Джэрролдом, немногим выше среднего. Богатый опыт работы на телевидении и самого режиссёра, и сценаристов Кевина Худа и Сэры Уильямс в данном случае, по-видимому, обернулся недостатком. Неспешность и обстоятельность повествования, уместная для формата телесериала, безжалостно навевает скуку2. Мы видим без преувеличения те же самые социальные реалии, что и в романах и, следовательно, в киноверсиях. Местами и вовсе возникает ощущение, будто сама Джейн, становясь собой – той, чьи ум и фантазия впоследствии покорят многих и многих, попала на страницы собственных сочинений. Те же любовные треволнения, те же общественные предрассудки и колебания мужчин и женщин в выборе между разумом и чувствами, гордостью и предубеждениями… И всё-таки есть одно существенное отличие. В книгах и, соответственно, экранизациях атмосфера пронизана лёгкой иронией, а события развёртываются таким образом, что читатель (зритель) просто не может не извлечь серьёзного жизненного урока. На сей же раз вывод, к какому в финале3 подводят авторы, до смешного банален. Джэрролд остался заложником достаточно распространённой предпосылки, некогда положенной в основу т.н. биографического метода анализа художественного творчества. А ведь любое произведение искусства всегда больше, нежели – просто отражение действительности, в которой появилось на свет, и личность художника, добавим, тем более не растворяется без следа даже во всех его творениях, вместе взятых.
___________
1 – Между прочим, Уинслетт и Найтли блеснули в экранных адаптациях соответственно «Разума и чувств» и «Гордости и предубеждения».
2 – Тем удивительнее неплохие коммерческие показатели ленты, в том числе за океаном, где кассовые сборы составили $17,8 млн., даже превысив бюджет ($16,5 млн.).
3 – И особенно – в финальных титрах, где сообщается, что Джейн, разочаровавшись, так и не вышла замуж, зато оставила миру уникальное наследие.